НачалоИнженерное обеспечение зданийСтроительные материалыКонтакты

ПУБЛИКАЦИИ
Современные тенденции на рынке теплоэнергетического оборудования
Профилактика или лечение?
Арматура Oventrop для систем жизнеобеспечения зданий
ЦЕНА СВЕЖЕГО ВОЗДУХА. Системы вентиляции с применением приточно-вытяжных установок с рекуперацией тепла PM-LUFT


Найти на сайте :

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ,
КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, КАНАЛИЗАЦИИ, ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, БАССЕЙНЫ.
Рутена-Урал > Инженерное обеспечение зданий > Публикации

Профилактика или лечение?

Владельцев дорогостоящего и сложного импортного котельного оборудования становится год от года все больше, и рано или поздно они сталкиваются с проблемами, связанными с его эксплуатацией.

Предлагаем вам взять в руки паспорт котла и внимательно познакомиться с гарантийными обязательствами фирм-производителей оборудования: ни один производитель не дает гарантию на котельное оборудование больше, чем на 12 месяцев с момента продажи, но не более 18 месяцев с момента изготовления котла. Дело в том, что срок службы котла и горелок очень сильно зависит от условий эксплуатации и уровня сервисного обслуживания. Конечно, факторов, влияющих на эффективность работы системы отопления и котла гораздо больше:
• правильно спроектированная системы отопления и котельная;
• квалифицированный монтаж;
• грамотно проведенные пуско-наладочные работы;
• правильная эксплуатация оборудования;
• своевременно производимые профилактические работы

В данной статье вопросы проектирования и монтажа не рассматриваются - она посвящена проблемам пуско-наладочных работ и сервисного обслуживания.

Придется несколько разочаровать тех, кто, купив однажды дорогую импортную технику, думает, что она будет работать сама по себе и о котельной вообще можно забыть. Это не так. Более того, чем сложнее и тоньше автоматика, тем сильнее она нуждается в периодической проверке, регулировке и обслуживании. Профилактика любой системы отопления - вещь совершенно необходимая.

Во-первых, дважды в год нужно переводить систему на зимний (летний) режим работы. Весной - настройка котла на выработку малого количества тепла для нужд горячего водоснабжения (ГВС), а осенью - для нужд отопления и ГВС.

Во-вторых, со временем неизбежно постепенное снижение эффективности работы системы отопления. Обычно оно происходит медленно и незаметно для владельца. Камера сгорания, дымовые каналы и горелка покрываются сажей и пылью; в рубашке котла, в отопительных приборах, трубопроводах образуются минеральные отложения, уменьшающие теплоотдачу; дымовая труба забивается сажей и коррозирует; вода из системы вытекает, газы из нее выделяются - эти процессы происходят постоянно и в итоге могут привести к необратимым изменениям, отказу системы или даже к аварии. Это означает не только ремонт, порой очень сложный и дорогой, но и, естественно, дополнительные стрессы. Всего этого можно избежать, если доверить профилактику специалистам, имеющим необходимый навык, опыт и инструмент.

В-третьих, нельзя не принимать во внимание особенности отечественных условий :
• Понижение давления в сети газоснабжения до 4-6 мбар (вместо положенных 13-20 мбар), в результате чего газовые горелки гаснут, недодают и половины мощности, работают крайне нестабильно.
• Использование некачественного жидкого топлива: летнего вместо зимнего, с избытком сернистых компонентов, с водой и пр. Из-за этого ломаются топливные насосы, забиваются форсунки, появляется избыточная сажа и кислотный конденсат на внутренних поверхностях котла и дымохода. Если топливный бак находится снаружи, из-за летней солярки в сильные морозы забиваются ("запарафиниваются") топливопроводы.
• Отключение электричества - почти атрибут сельской жизни - настоящий бич для систем отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя. Котел отключается, и дом начинает остывать (исключение составляют некоторые газовые котлы, например, чешский "PROTHERM" марки TLO- для их работы электричество не требуется). А случаи хищений кабеля на линиях электроснабжения грозят полным замораживанием дома. На этот случай неплохо залить в качестве теплоносителя специальный антифриз для систем отопления. Это не спасет от холода, но поможет избежать дорогостоящего ремонта системы отопления. Применение антифриза накладывает повышенные требования к качеству уплотнения резьбовых и прочих соединений - он очень текуч! Кроме того, антифриз имеет более высокий коэффициент теплового расширения, поэтому емкость расширительного бака должна быть больше (на 5 - 10 %). Все это, безусловно, закладывается на стадии проектирования, а настоящее качество монтажных работ могут обеспечить только специализированные бригады, имеющие большой опыт и хороший инструмент.
• Скачки напряжения электросети (от 150 до 280 В), колебания частоты тока или просто длительная работа при пониженном напряжении выводят из строя чуткую импортную автоматику, которая спроектирована без многократного запаса прочности.

Какая техника выдержит эти условия, если ей не помочь? А помощь эту надо организовать, чем и занимаются сервисные службы.

При выборе монтажной организации старайтесь не руководствоваться правилом "дешевле - лучше". Помните, что переделать систему отопления зачастую дороже, чем собрать новую! Относительная дороговизна монтажных работ объясняется тем, что в стоимость монтажных работ закладываются довольно дорогие (качественные) крепежные и расходные материалы, амортизация дорогого инструмента. Уважающая себя фирма всегда дает гарантию на монтажные работы.

Что должен знать владелец котельной?

Вне зависимости от того, как строили дом - следуя собственной фантазии и советам друзей или строго по проекту , - для нормальной эксплуатации системы отопления домовладелец должен обеспечить (точный перечень зависит от типа котла):
• Отделка помещения котельной должна быть произведена до установки котлов (помещение должно быть хотя бы оштукатурено), иметь закрывающуюся дверь. Если эксплуатация котельной и системы отопления начинается во время производства отделочных работ, необходимо: во-первых, оградить горелку котла от попадания пыли и грязи; во-вторых, от посторонних людей.
• Ввод электропитания и стабилизатор напряжения на 220±15 В мощностью не менее 0,6 кВт (стоит около 130 $) для электрооборудования котельной.
• Шину контура заземления. Проследите, чтобы оборудование не заземляли через "нулевой" проводник электропроводки.
• Топливные баки, вмещающие как минимум трехмесячный запас топлива, изолированные противопожарной проводкой или находящиеся в отдельном помещении. Обратите внимание, чтобы топливопроводы не перемерзали и были не длиннее 70 м. Неплохо предусмотреть кран для слива топливного конденсата (его может быть до 200 л. за сезон - в зависимости от емкости бака).
• Качественный теплоноситель. Например, вода должна быть деаэрированная и иметь жесткость не более 4-5 мг-экв./л.

Применение "тосола" в качестве теплоносителя не допускается! Заменять воду на бытовые антифризы типа Hot Bloud, Dixis и др. можно, если это не запрещается производителями котлов и насосов.

Любая сервисная фирма начнет свою работу, прежде всего, с проверки этих довольно несложных правил.

Как подобрать сервисную фирму?

Доверять обслуживание системы отопления следует организациям, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке. Перед заключением договора на сервисное обслуживание системы отопления необходимо выяснить следующее:
• Наличие лицензии на право осуществления пусконаладочных работ газового оборудования котельных, лицензии на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования котельных, общестроительной лицензии
• Наличие на складе запчастей того оборудования, которое вы уже установили или собираетесь установить. Поинтересуйтесь, смогут ли вам быстро произвести замену или установить аналогичное оборудование на время ремонта вышедших из строя агрегатов.
• Наличие аварийной бригады, способной в короткий промежуток времени (не более 10-12 часов) отреагировать на вызов. За это время любой дом даже в самые трескучие морозы замерзнуть не успеет.

Договор на сервисное обслуживание заключается, как правило, на 1 год. Стоимость такого договора зависит от типа отопительного оборудования, удаленности объекта и прочих условий и составляет на сегодняшний день от 200 до 1000 $ в год. Обычно фирмы неохотно берутся за обслуживание того оборудования, которое они не устанавливали и не продавали. Такие договора заключаются только после полного обследования системы и дороже в среднем на 200 $ (больше риск - выше ставки, господа!). Многие фирмы берутся обслуживать только котел и горелку. При покупке оборудования обязательно выясните, кто сможет обслуживать его, и перепроверьте информацию, т.к. рынок этих услуг нестабилен.

Перечень профилактических работ включает:

Контроль технического состояния системы; измерение напряжения электропитания и проверку электрозащиты; чистку горелок, топочной камеры и дымохода; форсунки, диффузора, фотодатчика системы контроля пламени, топливного насоса и фильтров, электрода ионизации системы поджига, электроклапанов; проверку и устранение не герметичности трубопроводов, устройств горелки, фланца присоединения горелки к котлу; замеры давления газа в магистрали, чистка газовых фильтров; проверку и регулировку давления теплоносителя в системе и контроль исправности предохранительного клапана, чистку фильтров грубой очистки; проверку работы циркуляционного насоса и автоматики терморегулирования; замеры и регулировку параметров работы котла: давления газа на входе в горелку, температуры отходящих газов, разряжения в дымовом канале, содержания СО, СО2, О2, NOx и содержания сажи в дымовых газах, фактического расхода топлива и КПД котла; проверку и настройку систем безопасности котла.

Сравните этот список с тем, что предлагают вам по договору, и разрешите все сомнения.

Напоследок позволим себе несколько практических советов, которые могут помочь в аварийной ситуации при отключении отопления.

В случае остановки котла проверьте:

• величину напряжения в электросети (должно быть не менее 180 В);
• работает ли горелка;
• есть ли топливо в баке и подает ли его топливный насос;
• не забиты ли топливные фильтры;
• не отключен ли котел одной из встроенных систем защиты (их может быть до шести на газовых котлах);
• учтите, повторные нажатия на кнопку запуска можно производить с интервалом 2-3 минуты, иначе перегорают реле или трансформатор в системе запуска.

Если котел работает…

… ситуация осложняется. Источник проблем - или недостаточная выработка тепла, или плохое его распределение. Список возможных причин отказа системы здесь более обширен:
• Недостаток притока воздуха - посмотрите, не закрыты ли слишком плотно двери и окна котельной или отверстия приточной вентиляции.
• Недостаточная тяга - обследуйте дымоход и вытяжку. Возможен засор каналов, подсос холодного воздуха, заметное уменьшение диаметров дымохода из-за отложений сажи (был случай, когда в дымоход свалилась ворона, надышавшись угарным газом).
• Котел "не набирает" температуру. Причины могут быть разные - отложения сажи на внутренних поверхностях котла, низкое давление газа, неправильная настройка дизельной горелки и пр.
• Циркуляционный насос не обеспечивает нужного расхода теплоносителя в системе или не работает вообще. Проверьте состояние фильтра грубой очистки (обычно ставится перед насосом), проверьте также, какие указания инструкции по эксплуатации насоса были нарушены и устраните недостатки.
• Недостаточное давление теплоносителя в системе - ищите места разгерметизации соединений, поднимите давление в системе, проверьте работу расширительного бака и воздухоотводчиков.
• Образовались воздушные пробки, в результате чего часть радиаторов не греет. Прежде всего проверьте работу воздухоотводчиков или стравите воздух из каждого радиатора, затем найдите и устраните причину появления воздуха или газов (например, выделение их из воды подпитки, потеря эластичности прокладок, газовыделение при коррозии металлических деталей).
• Возникла прямая связь подающего и обратного стояков (зависит от схемы обвязки котельной) - обследуйте запорную арматуру: не приоткрыты ли или не текут ли вентили на коллекторах.
• А может, котел работает только на систему ГВС? Тогда надо просто посмотреть, почему автоматика переключила котел в этот режим.

Ну, как? Вы способны самостоятельно и быстро разобраться в этом лабиринте?Нет? Тогда вы клиент сервисной фирмы, и от указанных проблем голова у вас болеть не будет. Фирма заинтересована в том, чтобы они не возникали вообще, и все заботы берет на себя.

"Деловой квартал" №24 от 5 июля 2001 г.

На предыдущую страницу

Версия для печати

«Торгово-промышленная компания РУТЕНА-УРАЛ»
620062, г. Екатеринбург ул. Генеральская, 3 Tел/факс: (343) 372-79-79, 365-81-00, 374-18-22, E-mail: rutena@eksa.ru

Perspective AG